пятница, 11 сентября 2009 г.

Erratum humanum est

«...нам известно, что тот, кто не готов ошибаться,
не способен творить».

Кен Робинсон,
выступление на TED-2006


Известно, что «не ошибается тот, кто ничего не делает». Тем не менее, в школе нередко гласно или негласно считается, что в идеале ученик должен выслушать рассказ учителя и без ошибок выполнить последующее задание. Фактически такой подход уничтожает его активность, потому что при каком-то «лишнем» действии (которое, вполне вероятно, не будет безгрешным) последует негативная оценка.

Особенно тяжело отличникам. Некоторые из них панически боятся ошибиться, ошибка может привести к серьезным переживаниям и даже к слезам. Некоторые рассказывали мне, что дома их ругают за четверки, чуть ли не бьют. Несколько дней назад услышал: «Я плохая, я четверку получила». А наша система образования этот комплекс поддерживает. Например, тот, кому однажды поставили тройку в журнал в 10 или 11 классе, уже не получит ни золотую, ни серебряную медаль, даже если у него все остальные отличные оценки. По крайней мере последние 30 лет все учителя признают, что это полный бред, но ситуация не изменяется несмотря на то, что положение о медалях не содержит такой нормы (важны только полугодовые и годовые оценки).

Человек, которого в школе научили бояться ошибок, в жизни, скорее всего, будет бояться принимать какие-то решения. Во многом из-за этого отличники чаще всего остаются хорошими исполнителями, а их руководителями становятся бывшие троечники.

Ошибки нужно рассматривать как естественное явление при обучении. Среди программистов известна даже юмористическая Теория ошибок, в которой, как и в любой шутке, есть доля шутки. Многие знают, что наиболее прочно запоминаются как раз те моменты, где они в свое время ошибались. Важно понять свою ошибку, сделать выводы и не наступать дважды на одни и те же грабли.

Мне кажется, что учитель должен иногда даже провоцировать ошибки учеников для того, чтобы показать подводные камни и существующие ловушки, а также стимулировать активное обучение. Ошибка должна заставить ученика задуматься и принять решение. Более высокой оценки заслуживает тот, кто сделал ошибку и смог ее исправить, чем тот, кто «чисто» выполнил задание по образцу.

Я всегда радуюсь, когда во время объяснения мои ученики пытаются опровергать то, что я говорю. Это значит, что они думают. И поправят меня, когда я ошибусь непреднамеренно.

Ярлыки: , ,

Комментарии: 6:

В 27 сентября 2009 г. в 10:53 , Anonymous Варвара сказал(а)...

Константин Юрьевич, огромное вам спасибо за выложенные материалы по ТАУ и ЦСУ, собственно благодаря им мне наконец стало понятно то, что никак не могло улечься в голове на протяжении двух лет.

С огромным уважением, Варвара.

 
В 29 сентября 2009 г. в 23:10 , Blogger ERA сказал(а)...

Обсуждаем какой-нибудь алгоритм, пишем на доске программу, ученики её прилежно переписывают, и тут я им и говорю: "а не правильная программа получилась, с ошибками, давайте подумаем... подправим здесь... а еще здесь..." в итоге почти всё переписывается.
Некоторых учеников это заставляет думать прежде чем списывать и в последствии они сами предлагают исправления и более рац. методы. Ну и конечно есть такие кто просто ждет правильного решения.

 
В 12 ноября 2009 г. в 23:18 , Anonymous Анонимный сказал(а)...

Побольше бы таких людей, как Вы.

 
В 3 ноября 2010 г. в 15:19 , Anonymous Наталья сказал(а)...

Благодарю Вас за материалы, выложенные на сайте. Отличные презентации.

 
В 29 сентября 2012 г. в 19:36 , Anonymous Анонимный сказал(а)...

Вы мне просто нравитесь.... за всю свою жизнь я вечно спорю с учителями- мне просто не нравится стандартизированый взгляд и мне часто достается за это.... но вы.... просто разрушили все мои стереотипы за 3 статей.

 
В 24 февраля 2014 г. в 12:45 , Anonymous Анонимный сказал(а)...

Спасибо большое за учебник для дебилов по ТАУ. Очень помог. Перестаю бояться прикладывать свою чистую математику к реальным нужным делам.

 

Отправить комментарий

Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]

<< Главная страница