среда, 31 декабря 2008 г.

Школьные отметки

Большинство учеников современной средней школы четко усвоили, что их задача — получать хорошие отметки. Такого же мнения придерживаются и многие родители. Это плохо, потому что
  • для ученика и родителей отметка сама по себе становится целью;
  • плохая отметка (или любая отметка ниже ожидаемой) может стать поводом для серьезного расстройства, вплоть до трагедий;
  • иногда негласно считается, что в погоне за хорошей отметкой «все средства хороши» (в первую очередь здесь я имею в виду «священных коров» — потенциальных медалистов).

Отметочная система в России имеет долгую историю, но результаты работы ученых мужей и дам в этом направлении не внушают оптимизма. Пожалуй, лучше всего пишет на эту тему выдающийся педагог Шалва Амонашвили.

С одной стороны, отметка должна показывать, насколько хорошо усвоен материал. В реальности она скорее показывает, насколько ученик исполнителен. Это я о том, что часто можно получить пятерку, не понимая тему урока вообще (знаю по личному опыту).

С другой стороны (наверное, это самое главное), отметка должна показывать, куда двигаться дальше. То есть, служить стимулом — так в Древнем Риме называли палку, которой погоняли ослов. Возвращаясь в наше время: отметка — это просто сигнал о том, что какой-то материал усвоен недостаточно. И оценочная система должна строиться так, чтобы подталкивать ученика в нужном направлении.

«Двойка» не означает, что ты «плохой», она просто говорит о том, что материал не освоен, цель обучения не достигнута, нужно работать. И всё. Также и «пятерка» не означает, что ты «хороший», но показывает (в идеале), что необходимые знания получены в полном соответствии с программой.

Поэтому хочется пожелать:
  • тем, кто учится — не бояться получить плохую оценку, но воспринимать ее как сигнал к действию;
  • тем, кто учит — использовать оценки только как инструмент для того, чтобы ученики лучше освоили материал;
  • родителям — не зацикливаться на отметках своих чад, особенно хорошо успевающих (они очень от этого страдают).

С Новым Годом!

Ярлыки: ,

Комментарии: 4:

В 9 февраля 2009 г., 23:28 , Anonymous Марина сказал(а)...

Чтобы избежать трагедий, как Вы говорите, иногда ставлю отметки выше заслуженных, особенно выпускникам. Чтобы потом не вспоминали всю жизнь "незлым, тихим словом"

 
В 9 февраля 2009 г., 23:42 , Blogger КП сказал(а)...

Я думаю, что дело не только в том, чтобы «потом не вспоминали...». В идеале — положительная оценка как показатель шага вперед по отношению к самому себе и как стимул для будущих шагов вверх. Для кого-то и освоение программы-минимум — это победа и заслуживает четверки.

 
В 9 января 2010 г., 15:23 , Anonymous Анонимный сказал(а)...

Вы так правильно все говорите....
Я полностью в Вами согласна. Оценки - всего лишь показатель, что нужно идти дальше, совершенствоваться (если они низкие). Я как бывшая школьница убедилась, что, по крайней мере в нашей школе, это было не так. Ставят и "просто так", и чтобы "не задавалась", и чтобы "родители были довольны". Мне кажется, это сложно изменить... Жаль, что таких педагогов, как Вы, крайне мало. :(

 
В 16 февраля 2012 г., 11:53 , Anonymous Елена сказал(а)...

Школьная и институтская жизнь, а потом жизнь реальная заставили меня прийти к выводу, что оценки зачастую вообще не имеют ничего общего с уровнем знаний ученика или его способностями.
Жизнь потребует от вас реальные навыки и умения, а не школьные оценки. Поэтому самое главное, чтобы материал хоть как-то усвоился учеником (это уже зависит от умения преподавателя) и отложился в памяти. Оценки забываются, а вот интересно поданный материал остается в голове еще долгие годы.

 

Отправить комментарий

Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]

<< Главная страница